Любители фильмов ужасов прекрасно знают, что справиться с нечистью не так-то просто. Кого-то можно остановить исключительно серебряной пулей или крестом, отлитым из этого же металла, кого-то только осиновый кол может угомонить на веки-вечные, не дав возможности всякую ночь выходить из могилы, ну, а ведьму может извести только огонь священного костра. «Ведьма на костре», да, пожалуй, именно такой образ запечатлелся в сознании многих из нас ещё с детства.
В славянской, да и не только в славянской традиции Огню (одной из Первостихий) приписывалась и приписывается масса свойств, часть из них активно используется как в магии, так и против оной. Во времена активности Инквизиции ведьм предавали огню. Почему? Почему их, например, не топили или не обезглавливали? Почему их не вешали или колесовали? Впрочем, даже если подобные казни и случались, то тело ведьмы всё равно предавалось огню.
Почему ведьм сжигали на костре?
Давайте во всём разбираться. В седом Средневековье было много такого от чего у современного человека буквально в жилах стынет кровь. Тут вам и отсутствие элементарной гигиены, и постоянные междоусобицы, и, конечно же, охота на ведьм, которая продолжалась не одно столетие, буквально выкосив в Европе тысячи самых красивых женщин (а порой и вполне себе мужественных мужчин). Тому что современные европейцы (особенно женская половина), прямо скажем, красотой не отличаются, нужно (в том числе) сказать «спасибо» и святым отцам из Инквизиции.
Суды над ведьмами случались так часто, и зафиксированных свидетельств до наших дней дошло так много, что страшное действо можно представить с точностью до минуты. Тут не нужно что-то додумывать, не нужно нагнетать краски. Повторимся – свидетельств осталась масса.
Судили «ведьм» (в массе своей это были обычные женщины, девушки, а порой и девочки) совсем не всегда за то, что они действительно таковыми являлись. Кто-то решил «настучать» на соседку, а порот переселиться в её дом, кто-то хотел избавиться от соперницы, одним словом, причины в всякого были свои. Казалось бы светский суд (зачастую именно там проходили судилища) должен был руководствоваться рассудком, но увы, уповать на это было излишним. Ни о каком рассудке речи в те времена не шло. Да и в наши времена, многие решения вынесенные органами суда, заставляют призадуматься о том, есть ли мозг у представителей судебной системы. Впрочем, мы сейчас не об этом.
Светский суд, где в обязательном порядке присутствовали представители святой церкви, настоятельно просили жертву, чтобы та сама во всём призналась, тем самым смягчив себе долю. Более строптивых приходилось пытать. Жертва понимала, что обрекать себя на излишние муки смысла нет никакого, ведь так и так её признают виновной. Так для чего же продлять агонию?!
Судилища завершались публичным сожжением на костре. Ведь «гуманные» христиане считали жестоким проливать кровь, пусть даже кровь ведьмы или колдуна. А вот предать их огню, причём – живьём – это действительно апофеоз гуманности.
По канонам, установленным приходом христианства, считалось, что только огонь может воспрепятствовать тому, чтобы грешная душа заново воплотилась. Зато в том же язычестве ситуация ровным счётом противоположная! Язычники считали, что «человек пришёл из ниоткуда и после окончания земной жизни, должен уйти в никуда». И чем быстрее от земной телесной оболочки не останется и следа, тем скорее душа сможет воплотиться заново.
Больше всего костров полыхало на территории нынешней Германии, Франции и Испании. Ни одна неделя не обходилась без того, чтобы кого-то не «зажарили» живьём. Виноват-не виноват – какая разница? Есть «свидетели», которые что-то там видели и во всех деталям и подробностях могут рассказать о том, как «ведьма общалась с самим дьяволом», или как «ведьма летала на шабаш», или как «она обращалась в кошку или свинью». Примечательно и то, что очень часто подобными свидетелями являлись близкие родственники осуждённой жертвы.
После «проверки» свидетельств, суд выносил решение о том, что «фактов» скопилось достаточно или же, напротив — что было крайне редко – говорил о том, что чего-то не хватает. На костёр топали даже те, кто баловался картишками.
В году тысяча пятьсот тридцать втором отправка на костёр была закреплена законодательно. Тогдашний свод законов назывался «Каролина». Его автором и идейным вдохновителем стал небезызвестный Карл пятый. В «Каролине» так и значилось: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“.
Огню ведьмы всегда предавались публично. Наверное, не нужно объяснять для чего это делалось. Самый лучший мотиватор – это страх! Вот, мол, смотрите, что будет с тем, кто посмел быть хотя бы на миллиметр не таким, как все! Костёр ждёт всякого, кто…
Для местных жителей, как ни странно, подобные действа были настоящим шоу. Когда в деревне ещё можно сходить? Как ещё себя можно развлечь в период Средневековья? Конечно, на деревенскую площадь, чтобы увидеть собственными глазами, как будет гореть ведьма! Для такого случая не будет лишним даже принарядиться!
Местный «бомонд» в лице всякого рода епископов, святых отцов от церкви, судей и прочих с удовольствием взирали на то, как палач, недрогнувшей рукой отправлял ведьм и колдунов в геенну огненную. Прикованные тяжёлыми цепями к столбам они умирали страшной мучительной смертью, зачастую под громкое улюлюканье толпы. После того, как от жертвы оставалась одна лишь кучка пепла, палачи считали свой долг исполненным. Пепел развеивался и теперь можно было расслабиться, ведь сожжённая ведьма больше уже никогда не сможет воплотиться.
Спасибо, за отличную публикацию! побольше бы таких сайтов как у Вас!