А Вы знаете о том, когда русская печь отмечает своё день рождения? Правильно, конечно же, 19 мая! Именно в этот день на Руси принято считать днём рождения столь удивительного творения, с детства знакомого каждому из нас, хотя бы из сказок. Правда, некоторым посчастливилось с русской печью столкнуться наяву, а не в сказке, например. До сих пор в старинных русских домах стоят печи, которые зовутся кормилицами. И не зря! Ведь печь не только несла тепло, но и гарантировала сытую жизнь. Именно в ней варились самые вкусные щи, самые наваристые каши, хлебушек из русской печи – это самое вкусное, что может быть на белом свете!
Восточнославянская территория не мыслилась, не представляется без русской печи. Печь, едва ли не самый главный атрибут русскости, атрибут деревни, крестьянской жизни и крестьянской доли. А на Руси до революции подавляющее количество населения жило именно в деревне. И именно печь-матушка обеспечивала своим хозяевам возможность самой жизни.
Но было странным думать, что на этом значение печи заканчивалось. Нет! русская печь – это ещё и символ триединства мира, символ самой Вселенной. Где «встречаются» три мира: явный (земной), навный (загробный) и правный (мир богов – небесный мир). Печь – это некий проводник, при помощи которого наши славяне общались с миром предков.
Какими бывают русские печи?
Возможно, для кого-то данная информация покажется странной, но печи совсем не всегда клались из кирпича (позднее) или камня (более ранний период). Русский Север знавал русскую печь, сложенную целиком из камня, который вплотную подгонялся один к другому. Никакого раствора, скрепляющего кладку, не делалось. Мастер с ювелирной точностью подбирал камушки, укладывал их один за другим, чтобы созданный им шедевр потом долго служил хозяевам дома.
Несколько позже, всё на том же Севере, в городе Изборске, стали делать печи глиняные, которые по-прежнему имели каменное основание. Но подобные «изваяния» были свойственны не только суровому Северу, знавали их и жители Дона и Днепра.
Гораздо позже, в том числе и в Сибири, появились печи, сложенные из красного кирпича, с несколькими «колодцами», которые были нужны не только для хорошей тяги, но и для обогрева. Иные печи могли насчитывать более десяти «колодцев».
Но всё же, примерно в веке четырнадцатом, печи топились «по-чёрному». Весь дым шёл внутрь дома. И только к концу века пятнадцатого ситуация изменилась. Было придумано устройство, позволяющее дым выводить на улицу. Ясное дело, что первоначальные приспособления были не столь изящны, как теперь, но всё же, проблему «дыма» они решали.
К веку восемнадцатому появились печи с трубами, кои мы с Вами знаем, как «русские». Правда, вариаций у данной печи может быть огромное количество. Всё зависит от фантазии заказчика и мастерства того, кто печь будет складывать.
Устройство русской печи
Если честно, то рассказать об устройстве нашей душеньки-печи не так-то просто. Это примерно, как объяснять о том, что такое «любовь», человеку, сердце которого сделано из камня, который в этой жизни никогда и никого не любил, даже самого себя. Но мы всё же попробуем.
Итак, любая русская печь создаётся не только для того, чтобы согревать, но и для того, чтобы посредством её готовить. Непосредственное приготовление пищи происходит в специальном пространстве, находящемся в глубине печки, назовём его «отсек». Данный отсек имеет газовый порог, который обеспечивает выход угарного газа наружу (на улицу) и в то же самое время, именно этот порог позволяет теплу сохраняться в печи как можно дольше.
Всякая печь имеет к тому же заслонки, которые используются для предотвращения того, чтобы дым и угарный газ шёл в избу. Основание печи – это (как правило) специальный сруб, сделанный из дерева. Имя ему – опечек. Но русская печь никогда бы не была русской, если бы на этом её устройство заканчивалось. Ещё одна важная ценность данного изобретения – это лежанка, на которой так приятно не только спать, но и даже просто полежать, погреть свои косточки. Особенно хорошо на печи в лютые морозы. Некоторые печи лежак имели довольно просторный, на нём одновременно можно поместиться до пяти-шести человек. Наверняка Вам приходилось видеть старые картины из деревенского быта, с которых на нас смотрит детвора, которая словно горох рассыпала на лежанке.
Всякого рода голубцы, палички (полочки и специальные выемки для утвари) также были предусмотрены в печах. В некоторых их было больше, в некоторых – меньше. Боле того, сама печь (если говорить о конструктивных особенностях) так же могла отличаться от своей тёзки, исходя из географии её местонахождения. В Каргополье, например, было принято трубу от печи делать сзади (как раз там, где находится лежанка), для средней полосы Руси характерны печи, где труба как бы выступает вперёд.
Украшение русской печи
Печка-матушка, печь-кормилица, печь-заступница. Как только её не называли. Уважительное отношение к печи отражено в русских народных сказках, причём в большинстве из них печь является защитницей и спасает от многих бед.
Печь была поистине украшением избы. Она всегда поддерживалась в чистоте. Её белили и украшали – расписывали разнообразными цветочными орнаментами. Славянское мифологическое создание хранит образы того, что печь могла не только помогать, но и разговаривать. Главное – относиться к ней уважительно и вовремя за ней ухаживать, поддерживая во всём порядок.
Орнаменты, что наносились на печь также были отличными друг от друга. На Русском Севере рисунки были более сдержанными с неброской цветовой гаммой, но чем южнее печь располагалась, тем ярче и наряднее она расписывалась. Ягодки и цветочки, голубки и веточки, чего только не наносилось на кормилицу хозяйкой избы.
Печь и обогреет, и накормит
Отопительный сезон начинался в разное время. На юге – ближе к зиме, а в той же Сибири, едва ли не в сентябре, если год выдавался суровым. Топились печи также по-разному. Где-то уже в марте месяце печь начинала «отдыхать», а где-то всё ещё топилась даже в конце мая.
Самое главное место в доме – центр избы – отводилось печечке. Таково её почётное, во всех смыслах, место, но дело не только в почёте, но и в том, что именно такое расположение позволяло обеспечить тепло во всей избе.
Благодаря печи можно было побаловать себя и свою семью варёным, пареным, печёным и жареным, а кроме этого – томлёным. Последнее – это вообще сказочная вещь! Томление было возможным только тогда, когда печь уже прогорела, но при этом всё ещё оставалась горячей.
Когда же речь заходила о выпекании хлеба, например, то его пекли на поду. Это специальное место в печи, в некотором смысле печной аналог противня. Прежде чем испечь хлеб, нужно было тщательно очистить «утробу» печи от золы и угля, оставив при этом «изволочный» жар, а уж потом «садить» в это место тесто. Хлебушек готовился постепенно. Сначала коричневела и появлялась корочка, а потом уж «походил» сам хлеб, его внутреннее содержание.
Самая первая «тара» в которой готовили, был чугунок, который «подавался» в печь при помощи ухвата. Кроме этого вполне годились сковороды, а так же посуда, приготовленная из глины. Именно в ней получались самые вкусные блюда.
Отдельно стоит сказать о том, что для его Величества Самовара отводилось отдельное место – аккурат рядом с дымоотводом. Именно там он грелся, именно в дымоотвод уходил дым с самого самовара.
Перепекание детей в печи
Да, на Руси было много странного (на первый взгляд) и интересного. В том числе и обряд «перепекания» ребёнка в печи. Этот обряд своими корнями уходит в дремучую языческую древность. Данное действие было призвано вернуть здоровье ребёнку, родившемуся, например, недоношенным, или ребёнку, что нечаянно захворал.
Родившийся раньше срока, считался «плодом недозрелым», а посему его нужно было довести до кондиции. Нужно было сделать так, чтобы он «дозрел». Именно с этой целью ребёночка отправляли в печь, где он, как ни странно, набирался жизненных сил. При этом, ребёнка предварительно помещали в ржаное тесто (именно ржаное и никакое другое), оставляя открытыми только носик и ротик, а затем отправляли в печку.
Данное тесто замешивалось знахаркой, на воде, которая была набрана на рассвете из трёх разных источников (колодцев). Как только тесто было готово, им обмазывался малыш, после чего его усаживали на специальную лопату для подачи теста в печь. Привязав его в лопате, «содержимое» отправлялось в печь, в которой уже не было огня и жара, но которая по-прежнему оставалась довольно-таки тёплой. В некоторых местностях лопату в печь подавала сама мать ребёночка, где-то это делала ведьма-знахарка, а в некоторых селениях — самая старая женщина деревни.
Несколько раз под звук молитв или специальных присказок, имеющих определённый сакральный ритм, лопата с ребёнком подавалась и вынималась из печи.
Для тех, кто заинтересовался данный обрядом, скажем, что его описание можно найти в наши дни. Для этого стоит как следует проштудировать интернет. Многие этнографы оставили полезнейшие и любопытнейшие записи того, какие образом «перепекание» младенца происходило. Более того, оно было свойственно не только славянским народам, но и народам Поволжья – чувашам, нагайбакам, татарам, кряшенам и др.
Наши братья-славяне: поляки, чехи, словаки, сербы также ведали о том, что ребёнка можно «перепечь» в печи, после чего тот уже болеть не станет.
Русская печь – это самое настоящее чудо из чудес. Нет, наверное, такой требы или такой беды, которую нельзя было бы разрешить, прибегнув к её помощи! Жаль, что сегодня в городской квартире нет ничего, даже отдалённо похожего на вышеназванное изобретение. Утрачивая собственные традиции, мы очень многое потеряли и продолжаем терять.