Коты Эрмитажа

С котами и кошками у Петербурга давние и особые отношения. Для данного города это животное не просто ласковое мурлыкающе существо, которое скрашивает одиночество, а символ – не побоимся показаться высокопарными – жизни. Как только для северной столицы наступали непростые времена, кошки спасали этот город от нашествия крыс и мышей. Так было всегда. Грациозные животные спасали не только жителей, но и музейные экспонаты. Спасали и продолжают спасать!

На сегодняшний день в стенах Эрмитажа несут службу порядка пятидесяти котов и кошек. Это при помощи их неустанного труда, мы имеем возможность наслаждаться культурным наследием нашей страны.

КОТЫ ЭРМИТАЖА: ВЧЕРА

Дружба хвостатых с музейными ценностями началась в восемнадцатом веке, ещё при Петре первом. Именно он привёз первого кота (необычайно крупного размера) из Голландии и поселили его в Зимнем дворце. Котик очень быстро освоился и стал не только всеобщим любимцем, но и первым помощником в борьбе с грызунами.

Время не шло – летело, и вот уже на русском престоле Елизавета Петровна, которая по воспоминаниям современников до одури боялась мышей. Именно в период её правления, хвостатые укрепляют собственные позиции. Их в Зимнем становится не просто больше, а  больше в разы. При чём часть котов, по специальному распоряжению императрицы, привозится из Казани. Кстати сказать, в прекрасном городе – столице республики Татарстан есть памятник казанскому коту.

Считалось, что именно казанские коты были «особой породы» и обладали отменными «бойцовскими» качествами. Сильные и крупные животные были невероятно активны, они не пропускали мимо ни единого грызуна, будь то мышь или даже крупная крыса. У казанских котов (по преданиям) была крупная голова и довольно широкая грудь, зато хвостик был намного короче, чем у кота обычной «дворовой» породы. В тысяча семьсот сорок пятом году тридцать казанских красавчиков прибыли в Первопрестольную, где вскоре расплодились, заполонив собой весь (тогда ещё не до конца построенный) Зимний.

Императрица всероссийская Екатерина Великая продолжила славную традицию, начатую её предками, разделив хвостатых на два «сословия»: к первым относились коты дворовые (или уличные), ко  вторым – комнатные (домашние). Впрочем, доподлинно известно, что Екатерина хоть и понимала важность мышеловов, но всё же тяготела больше к собакам. Подобное положение вещей не могло не сказаться на кошачьем семействе. Постепенно придворные собачки вытеснили «комнатных» котов Эрмитажа в подвалы.

Как бы там ни было, но коты пережили всех царей и цариц, пережили они и Октябрьскую революцию. А вот блокаду – нет. Это было самое страшное время за весь период существования данного города не только для людей, но и для животных. Обезумевшие от голода ленинградцы съели всех котов. Как только это случилось, город наводнили полчища крыс, не только сметающих на своём пути всё и вся, но ещё и сеющих заразу.

Как только блокада была снята, в Ленинград прибыло два вагона хвостатых, приехавших из Тюмени. Именно этим котам и кошкам предстояло стать пращурами котов современных. Дел у них было очень много, нужно было спать город от серой армии. Кстати сказать, в этом прекрасном городе, так же есть памятник кошкам.

В середине прошлого века в Эрмитаже развелось огромное количество котов, наглости которым не было пределов. Коты гуляли повсюду, чувствуя себя, как дома. Впрочем, чему тут удивляться, ведь Эрмитаж и был их родным домом! Коты свободно гуляли по залам. Хвостатые позволяли себе некоторые милые вольности, кои были невозможны для рядового посетителя, например, полежать на троне императора. А некая кошечка однажды  так «увлеклась», что испортила ценные документы. Вслед за этим было дано распоряжение: немедленно гнать взашей шерстяную братию, что и было довольно быстро исполнено! Правда, совсем скоро музейное руководство очень пожалело о принятом решении, и хвостатых позвали назад. А те и рады!

КОТЫ ЭРМИТАЖА: СЕГОДНЯ

Сегодняшнее положение кошачьих в Эрмитаже чем-то напоминает жизнь их предков во времена царствования Екатерины Великой, когда каждая хвостатая тваринка знала своё место. Часть кошачьих пребывает на втором этаже. Это так называемые «аристократы», являющиеся эрмитажной элитой. Есть ещё пара «сословий», так называемые «середнячки» и тем, что «ещё попроще». Их место в подвалах Эрмитажа. Для ухода за кошачьими выделены специальные сотрудники, которые ежедневно следят за братьями нашими меньшими и даже знают их всех «в лицо». Всякий кот или кошка, живущие в Эрмитаже имеют своё имя. Когда заходит речь о том, чтобы подобрать кличку новому постояльцу, фантазия сотрудников музея не знает границ. Как только «хвостиков» не называют, вплоть до того, что их нарекают именами в честь известных художников или даже богов античности.

Коты Эрмитажа имеют свой законный «красный день» календаря. Двадцать восьмого марта отмечается их профессиональный день. Всё, как положено, чин чинарём! Не зря коты Эрмитажа свой «хлеб» жуют, они не красоты находятся в музее, они на службе пребывают, а значит честь им и почёт!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *