Как правило, впервые оказавшись в Москве, человек стремится попасть в самое её сердце – Кремль. Если ты не побывал в Кремле, можно смело сказать, что Москвы ты не видел! Оказавшись внутри красных зубчатых стен, от достопримечательностей буквально разбегаются глаза. Здесь есть на что посмотреть и есть чему удивиться. И первое, что привлекает к себе внимание – это колокольня Ивана Великого.
Данное строение также в некоторых источниках принято называть колокольня «Иван Великий», что не считается ошибкой. Белое, устремлённое в небо, строение является не только колокольней, но и ещё и церковью. Сегодня в это сложно поверить, но на строительство данного шедевра ушло всего четыре года. В одна тысяча пятьсот девятом году основная часть работ была выполнена, однако, в последующие годы строение неоднократно перестраивалось и чем-то дополнялось. Автором (архитектурная часть) явился итальянец Б. Фрязин.
Говоря о колокольне, стоит заметить, что её основанием является церковь Иоанна Лествичника. Сам же ансамбль включает в себя три строения, первое из которых — колокольня, второе, так называемая, Филаретова пристройка. Довершая композицию Успенская звонница.
Колокольня Ивана Великого: история создания
Ещё в далёком одна тысяча триста двадцать девятом году Иван Калита повелел на Боровицком холме воздвигнуть культовое сооружение, коим явилась небольшая церковь с колоколами, построенная за очень короткий промежуток времени (строительство велось меньше года). Назвали церковь в честь Иоанна Лествичника, жившего в пятом веке в Византии.
Вышеуказанный храм в Москве был первым, исполненным из камня, да ещё и под звоном. Церковь была восьмигранной снаружи и крестообразной внутри, её украшали арки, в которых размещались колокола. Размер церкви был весьма скромными, примерно двадцать пять квадратных метров, не считая алтарной части. Толщине стен могли позавидовать, ведь местами она достигала порядка полутора метров. Именно это строение просуществовало около ста семидесяти лет. По мере того, как летели годы, первое культовое строение расписывалось и украшалось, в том числе на нём появились колокола.
С самом начале шестнадцатого века старую церковь разобрали, построив рядом с ней новую церковь в честь великого князя, которого, как вы уже и сами, наверное, догадались, звали Иван Великий (автор Б. Фрязин). Рядом с новым строением красовалась шестидесятиметровая колокольня. Творение итальянца оказалось столь прочным, что даже сегодняшние исследователи данному строительному феномену не перестают удивляться.
Стоит отметить, что цвет колокольни не всегда был белым. Если обратиться к летописям времён Ивана Грозного, то можно совершенно точно сказать, что в период его правления, Иван Великий был красного цвета.
В середине века шестнадцатого с северной стороны строения была пристроена звонница, которую, впрочем, некоторые исследователи называют не звонницей, а самостоятельной церковью. Называется она церковь Воскресения Христова. Автором проекта также выступил архитектор, прибывший в Россию из Италии (П. Малой). Новая звонница (церковь), благодаря толщине стен (местами до трёх метров) позволила разметить на ней колокола более мощные и тяжёлые.
В году одна тысяча шестисотом (уже в период Б. Годунова) колокольня обзавелась ещё одним ярусом (третьим по счёту), таким образом, строение взметнулось ввысь на восемьдесят один метр. В тот период времени именно это культовое строение считалось самым высоким в городе Москве, и таковым оно продолжало быть ещё очень долго. Только в одна тысяча семьсот седьмом году появилась ещё одна «высотка», называвшаяся Меншикова башня, которая являлась таковой до тех самых пор, пока её не «укоротил» удар молнии (её высота была восемьдесят четыре метра и тридцать сантиметров).
В начале века семнадцатого (двадцатых годах) строится Филаретова пристройка, названная так в честь Филарета, тогдашнего патриарха. Своим появление она обязана архитектору Д. Таллеру, прибывшему в Россию из Англии. Кстати стоит сказать о том, что сам Филарет был отцом Михаила Романова (первого царя из вышеобозначенного рода).
То, что мы можем видеть сегодня – архитектурный ансамбль – окончательно сложилось в конце семнадцатого века. Именно в этот период времени колокольня Иван Великий становится одним из символов города.
Излишне говорить, что самое высокое строение довольно часто использовалось, как башня для обозрения, ведь с неё действительно открывался шикарный вид окрест на десятки километров.
Как только в государстве происходили значимые события, тут же об этом «сообщали» колокола. Красивый перезвон мог означать, например, рождение ребёнка в царской семье, победу над супостатом или же венчание на престол нового государя.
Солдаты Наполеона довольно сильно разорили Кремль, не пощадили они ни колокольню, ни храм, в котором находился генеральский штаб. Символом взятия Москвы наполеоновскими войсками явилось снятие позолоченного креста с колокольни. Когда же разразился пожар, отступающие войска постарались разрушить всё, что только смогли. Увы, но ни Филаретова пристройка, ни звонница не уцелели. Каким-то чудом – не иначе — смогла устоять колокольня Иван Великий, хотя и она изрядно пострадала (через весь верхний ярус прошла трещина).
Обломки снятого креста были найдены чуть позже, здесь же на территории Кремля около Успенского собора. Как только снег сошёл, злодейство осквернителей было уже невозможно скрыть. После войны с Наполеоном долгое время шли восстановительные работы, в результате которых сегодня мы имеем возможность видеть и звонницу и Филаретову пристройку.
Колокольня Иван Великий: двадцатый век – наши дни
Начала двадцатого века ознаменовалось тем, что архитектурный ансамбль очень часто стал фигурировать в работах деятелей искусства. То на картине появится, то нет-нет да в воспоминаниях мелькнёт.
В лихую годину (семнадцатый год) многие строения Кремля довольно сильно пострадали от обстрелов. Ещё долго «тела» соборов и церквей хранили на себе следы пулевых отверстий и даже выбоин, которые образовались от попадания в них снарядов.
Как только Октябрьская революция свершилась, на территорию Кремля пожаловали первые лица нового государства во главе с Владимиром Лениным. Здесь они не только работали, но и постоянно жили.
Последний раз звук колоколов на Иване Великом можно было услышать в восемнадцатом году, после этого они замолчали, вплоть до тысяча девятьсот девяносто второго года.
Можно сказать, что это был своего рода пробный звон, а вот годом позже, когда стало очевидным, что урона колокольне не будет, зазвонил Успенский колокол, самый крупный из всех, язык которого весит порядка двух тонн.
В период Великой Отечественной войны (очень-зима сорок первого года) колокольня, как и в стародавние времена, была пунктом наблюдения. В рядом расположенном Царь-колоколе находился узел связи. После окончания войны, церковный ансамбль было решено переоборудовать и использовать его, как музейный комплекс.
На момент декабря две тысячи восемнадцатого года колокольня Иван Великий отметила пятьсот десять лет с момента существования. Сегодня культовые строения поддерживаются в должном виде, за ними постоянно следят, их реставрируют, а на смотровой площадке можно увидеть шикарные виды на столицу нашей родины.
В заключение хотелось бы пару слов сказать о кремлёвских колоколах, коих в общей сложности тридцать четыре. Все они без исключения имеют собственные имена, например, Успенский (общий вес которого составляет порядка шестидесяти пяти тонн) или колокол под названием Реут (тридцать две тонны), или же колокола Медведь и Лебедь (по семь тонн каждый).
Какие-то колокола располагаются на верхнем ярусе, какие-то на нижнем, часть из них находится на втором и третьем ярусе соответственно. В период больших церковных праздников в Кремль поют колокола, правда, не все. Некоторые по-прежнему молчат, например, Архангельский колокол.