Каких-нибудь семьсот тридцать километров севернее от Магадана и вы в посёлке-призраке, имя которому Кадыкчан. Вышеназванный посёлок находится аккурат на колымской трассе. Возник Кадыкчан благодаря трудам заключённых, строивших его во время Великой отечественной войны.
Неподалёку от посёлка было несколько угольных шахт, из них уголь попадал прямиком на Аркагалинскую ГРЭС. До начала шальных девяностых посёлок рос и развивался, в нём было решительно всё, что нужно для нормальной человеческой жизни. Были школа и магазины, были больница и спорткомплекс, был даже бассейн и крытый каток (!). Кинотеатр, парикмахерские, ресторан и прачечные. Было всё. Но всё это осталось в прошлом…
Кадыкчан: жизнь ушла
Меж тем, в конце восьмидесятых в посёлке проживало порядка шести тысяч человек. Много это или мало? Это риторический вопрос, и главное состоит в том, что людям, как и самому Кадыкчану было куда развиваться. Сюда с удовольствием ехали специалисты, в том числе и редкие, со всего СССР, ведь заработная плата здесь было примерно в шесть раз больше, нежели в целом по стране. Однако с приходом к власти предателей русского народа, всё изменилось. Магадан, как и сам Кадыкчан стали больше никому не нужны.
Правда, маленький, но гордый посёлок сдался не сразу. Первое, что было разрушено — шахты. В девяносто шестом в одной из них (шахта номер десять) прогремел взрыв, погибли люди. Маловероятно, что данную трагедию можно отнести к простому случаю. Несколько тысяч человек остались без средств к существованию, ведь после взрыва всякие работы были прекращены.
Зимой девяносто седьмого в сорокаградусный мороз ТЭЦ, обогревающая посёлок встала колом. Естественно, что оставаться в Кадыкчане и дальше для многих семей было попросту невозможно. Несколько тысяч людей из посёлка были в срочном порядке эвакуированы. Многие из уже никогда больше сюда не вернулись. Те, кто иногда забредают в эти забытые богом края (любители постапокалипсиса) рассказывают о том, что во многих квартирах можно найти оставленные вещи, посуду, книги.
Вслед за катастрофами, жителей Кадыкчана стали переселять на Большую Землю, правда, не всех, а только тех, у кого выслуга лет позволяла. Остальные смиренно ждали расселения. Ждали годами, всеми позабытые и позаброшенные. Властям, как тогда, так и теперь плевать на народ с высокой колокольни.
Но посёлок не сдавался, не сдавался, несмотря ни на что. В нём не было ни воды, ни тепла, ни канализации. Не было даже электричества. Ждущие светлого будущего, не сдавались, они, словно капитаны своего корабля, не желали покидать его палубу. Как выживали эти люди – загадка, при том, что на дворе стояло начало века двадцать первого.
И всё же, год за годом тут становилось всё меньше и меньше жителей. В году две тысячи втором – их было порядка восьмисот человек, а к две тысячи девятому году оставалось всего-то двести. Кадыкчан уже давно посёлок-признак, как и многие посёлку с нашей многострадальной России.
Бывшие жители посёлка теперь живут кто где. Кто-то перебрался в столицы, кто-то застрял в Сибири или на Урале. Стоит сказать, что многие бывшие жители посёлка до сих пор держат связь друг с другом. Пусть и не часто, но они встречаются, это так важно в наши дни, когда надежд на светлое будущее всё меньше и меньше.
Посёлок имел довольно странное название, впрочем, если знать эвенкийский язык, то ничего странного в названии не усматривается, ибо оно переводится, как Маленькое ущелье. Именно здесь мотал свой срок В. Шаламов. А сегодня Кадыкчан – это некое подобие Припяти. Тайга, как не крути, наступает, тем более, что до неё рукой подать. Быть может, это и к лучшему? Проект «человек» провалился! Он был явно лишним биовидом на Земле, кто может с этим поспорить?
Оказавшись в мёртвом городе (незадолго до развала Кадыкчану был присвоен данный статус), волосы встают от картин конца света. Тут он лавно наступил. Огромные многоэтажные дома, они повсюду! Ветер, стылый, ледяной, колючий! И никаких звуков, кроме воя ветра. Тут почему-то даже птицы не поют. Чувство, что ты находишься в самом эпицентре колоссальных размеров кладбища. Здесь похоронены остатки чьей-то жизни, жизни разбитой, растоптанной чьим-то безжалостным начищенным ботинком за пару тысяч евро.
Увы, но таковых мест в России становится всё больше и больше. С каждым месяцем. Теперь чтобы найти заброшку совсем не обязательно оправляться на Дальний Восток или в Сибирь. Заброшка сама пришла к нам. Невероятное количество заброшенных деревень вокруг Москвы и Питера, вокруг крупных городов. И сколько их по всей стране… не сосчитать! А что же мы? Так будем равнодушно и молча ждать, когда наша Родина превратится в одну сплошную заброшку или всё же начнём что-то делать, для того, чтобы наш «корабль» не затонул…