Не так давно был день летнего солнцестояния. Одной из наших коллег посчастливилось принять участие в очень интересном событии, проходившем в эти дни в Омской области, в деревеньке под названием Окунёво. Наверняка Вам приходилось слышать о ней из уст Михаила Задорнова, да и не только от него. Окунёво действительно место интересное во всех отношениях, но о нём мы обязательно расскажем в следующий раз, а сегодня мы поведаем о самом древнем славянском танце, в котором наша коллега приняла участие.
Кстати, как Вы думаете он называется? Правильно! Имя ему — хоровод! Именно он породил все остальные варианты движений. Именно хоровод является тем сакральным источником, откуда взяли своё начало иные виды плясов.
Этот танец – олицетворение самой жизни. Это символ лада самой Вселенной.
Наши предки знали два вида хоровода:
- Игровой
- Обрядовый.
Именно об обрядовом хороводе мы сегодня вам и расскажем.
Обрядовый хоровод
В тот самый миг, когда человек водит обрядовый хоровод, он не просто повторяет какие-то непонятные движения, он не просто двигается абы как. Он следует тропой, ведущей во внутренний мир самой Вселенной. Структура хоровода включает в себя семь сакральных движений, каждое из которых имеет своё название.
Движение первое. Столбы.
Все, кто участвуют в хороводе, образуют фигуру, которая называется квадрат. Спустя короткое время, он приходит в движение. Стоящие позади люди, выходят вперёд и чуть в сторону по три человека. Не спеша они обходят всех остальных таким образом, чтобы оказаться в самом начале квадрата. Данное движение повторяется до тех пор, пока все находящиеся в хороводе, не переместятся.
Стоит отметить, что «Столб» — это не просто некая отвлечённая фигура, это символ единения Земли и Неба, это символ единения Мужского и Женского начала. Именно эти две энергии, приходящие в действие, перемешиваются между собой, образуя Вселенную.
Движение второе. Вожжа.
Данное движение больше всего напоминает собой обычную волнистую линию, амплитуда которой по мере продвижения вперёд, становится всё меньше и меньше, превращаясь в точку. Данное движение олицетворяет собой Хаос. Волнистые линии – это волны Хаоса, порождающие всё новое и вбирающие в себя всё старое.
Движение третье. Плетень
Ничего в славянском хороводе не было лишнего, ни единого пустого движения. То же самое можно сказать и о названиях движений. В данном случае, участники хоровода от самого центра расходятся в разные стороны по спирали, которая становится всё больше и больше, олицетворяя собой процесс сотворения самой Вселенной.
Движение четвёртое. Круг.
Круг – это движение по кругу. Оно может быть посолонь (по Солнцу) или противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки). Движение по кругу – это символ Совершенства, символ того, что Творение завершено. Но не стоит думать, что на этом символьные значения завершаются. Круг – это всегда символ Времени, которое не имеет ни конца, ни края, это символ истинной Гармонии, это символ самого Творца, символ Вселенной и бессмертной человеческой Души.
Движение пятое. Сторона на сторону.
В данном движении мужская часть хоровода и женская часть выстраиваются друг против друга в шеренгу. После этого обе шеренги начинают то приближаться, то удаляться друг от друга. Попеременно схождение Мужского и Женского начала символизирует общение двух Стихий. При этом женская часть хоровода, всегда роняет либо платки, либо венки, а мужчины подняв их, всегда возвращают женщинам. В момент, когда две шеренги смыкаются, женщины могут поправлять мужчинам элементы одежды. Подобные действия говорят о том, что в этом мире возможно развитие и движение лишь благодаря взаимодействию Мужского и Женского начала. При этом Мужское начало олицетворяет собой Небо, а Женское – Землю.
Движение шестое. На четыре стороны.
Данное движение олицетворяет собой итоговый этап формирования нашей Вселенной. Теперь участники хоровода, выстраиваются в фигуру, которая называется квадрат. Каждая сторона квадрата ассоциируется со стороной света: север, юг, запад, восток. Именно квадрат, имеющий четыре равные стороны, является самой устойчивой фигурой. Квадрат – это одна из фигур в движении «на четыре стороны». В подобном движении так же есть свой сакральный смысл: участники хоровода «засевают» поле просом, вслед за этим «убирают урожай».
Движение седьмое. Плясовая.
Собственно это завершающее движение любого хоровода. Здесь и мужчины и женщины ускоряются, их движения становятся залихватскими. Из хоровода то и дело выделяются отдельные мужчины и женщины, которые ловко солируют, показывая свои танцевальные способности. Завершающая часть, под названьем «Плясовая», это, своего рода, апофеоз хоровода. Здесь всякий отдельный человек являет миру то, на что он способен, он как бы обозначает своими действиями, то место, которое по праву занимает на этой земле.