Настоящим украшением Пречистенской набережной является дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, выполненный в стиле русского ампира. Сия особа являлась женой инженера Перцова, работавшего на железной дороге. Вышеобозначенная набережная украсилась данным строением в тысяча девятьсот седьмом году.
Над проектом трудились несколько известных людей того времени. Архитектор Н. Жуков, художник С. Милютин, а также святило от инженерии – Б. Шнауберт. Исполнители были выбраны не случайно, они победили в конкурсе, всяк в своей категории. Победа была непростой, ведь заказчик хотел, чтобы конечный результат совмещал бы в себе два, на первый взгляд, противоположных момента: современность и давно ушедшую старину.
Перцов, принимая решение о строительстве дома, хотел построить не просто доходный дом, а дом, в котором мы жила творческая интеллигенция. Стоит сказать, что меценату это удалось.
В доме Перцовой в разное время жили художники и писатели, актёры и музыканты. Само расположение дома выбрано довольно удачно. С одной стороны близость к реке, с другой прекрасный вид на Кремль и тогдашний храм Христа Спасителя.
Использование дома Перцовой
Как только дом был введён в эксплуатацию, семья Перцовых перебралась в него, заняв целых три этажа в одном из корпусов. Уже к концу тысяча девятьсот десятого года дом был полностью во владении семьи, ссуда перед банком была погашена. До этого момента строение выступало в качестве залога.
Рассчитаться в банкирами удалось благодаря тому, что большая часть комнат сдавалась в аренду. Художники не просто жили в доходном доме, но и имели тут же свои мастерские (в основном на чердаке или же в подвале), где рождались настоящие шедевры.
Увы, но в тысяча девятьсот восьмом году из-за наводнения (считается одним из самых сильных потопов), подвальные помещения довольно сильно пострадали. Злосчастное наводнение имело свои печальные последствия не только для многих картин, которые были утрачены безвозвратно, но и для жены художника Милютина. Помогая супругу спасти картины, она простудилась в холодной воде и очень быстро умерла.
В этом же году, после того, как последствия затопления были ликвидированы, в подвале открылось кабаре под названием «Летучая мышь», которое просуществовало по данному адресу два года. Название было выбрано не случайно. В тот самый миг, когда рабочие трудились над паркетным полом, который планировалось сделать из дуба, на них вылетела летучая мышь. Именно в этом доме проходили первые театральные капустники и иного рода неформатные представления и мероприятия.
Не успело кафе открыться, как тут же стало знаменитым. Далеко не всякий желающий мог в него просто так попасть. Пригласительные билеты стоили немалых денег. Тот же, кто сюда попадал, на входе должен был клясться и божиться, что ни за что не обидится на шутки и выходки, которые в данном пространстве были нормой. Посетители были в восторге. Ещё бы: Качалов и Собинов, Шаляпин и Немирович-Данченко… Эх, как жаль, что те весёлые времена навсегда остались в прошлом.
После октябрьской революции доходный дом Перцовой был национализирован, правда, бывший хозяин вместе со всей семьёй прожил в нём вплоть до тысяча девятьсот двадцать второго года.
Несколько позже Перцов был осуждён на пять лет, как пособник церкви, ведь после разрушения храма Христа Спасителя, именно хозяин бывшего доходного дома являлся хранителем ряда церковных ценностей. К счастью отсидел Перцов всего год, после чего был помилован.
Как только дом перешёл в ведение государства, в нём поселился красный дьявол – Лейба Бронштейн (Л. Троцкий). Вероятнее всего, что именно в этот период времени всё богатое внутреннее убранство дома было демонтировано. Лепнина и деревянная резьба, украшавшие интерьеры, были навсегда утрачены.
В середине тридцатых годов бывший дом Перцова должен был быть снесён. На этом месте планировалось организовать площадь Дворца Советов, однако, Иосиф Сталин не позволил дом снести. Благодаря вождю народов, мы можем восхищаться бывшим доходным домом и сегодня.
В конце семидесятых строение досталось МИДу, сначала в нём располагался дип.корпус, а сегодня в доме довольно много офисных посещений. Подвал, где раньше проходили капустники, теперь занимает заурядная столовка.
Архитектура дома Перцовой
Рассказывая о доходном доме, нельзя не сказать несколько слов об интерьерных решениях и о самой отделке дома. Главное отличие этого доходного дома от других – асимметрия и необычная крыша, которая больше всего похожа на крышу русского терема.
Невероятной красоты хоры, создающие эффект мансард, шатёр-шпиль и угловой балкон, двускатная крыша и петушок, венчающий зелёную башню, удивительной красоты фронтоны и майолика, резьба в виде причудливых цветов и животных – всё это дом Перцовой. Изначально на четвёртом этаже имелась «Беседка Царицы», крыша которой была позолоченной (аналог современной лоджии). Жаль, но многие элементы декора сегодня утрачены. И всё же, что-то да осталось. Птицы Сирин и Гамаюн и сегодня охраняют свои владения, а помогает им Феникс и Сова.
Интерьеры бывшего доходного дома были похожи на царские палаты. Всё здесь дышало Русью и славянской мифологией. Резные проёмы, напоминающие архитектуру узорочья, обильная мозаика, невероятной красоты эркеры и тончайшей работы драконы, исполненные из дерева, множество картин русских художников на тему Руси и русского народа. А со стороны набережной панно с изображением славянского бога Ярилы, наблюдающего поединок Перуна (образ быка) и Велеса (образ медведя).
Скорее всего, именно это Троцкого и раздражало больше всего. Уж слишком много тут было «русского». «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет….». Да, именно такие чувства можно было испытать, оказавшись в доходном доме Перцовой.
Не успели дом построить, как его тут же нарекли «Дом-Сказка». Сами понимаете, просто так подобные названия даваться не будут. Столь высокую честь нужно ещё заслужить.